Маша (doch_plotnika) wrote in psy_pro,
Маша
doch_plotnika
psy_pro

Categories:

Николаева Елена Ивановна «111 баек для детских психологов». (Питер, 2009г.)

Я очень люблю качественную художественную зарубежную прозу, но иногда возникает потребность читать книги по своей психологической специальности. По этому поводу есть у меня мечта добраться до такого пласта литературы (а может и писать в его жанре), в чтении которого наслаждение художественностью текста сочеталось бы с обогащением психологическим опытом. Находясь в подобных поисках, я и наткнулась на книгу, о которой хочу рассказать. Николаева Елена Ивановна «111 баек для детских психологов». (Питер, 2009г.)


И вот детский психолог средней руки (это я себя имею в виду), прочитав соблазнительную рекламную аннотацию в околонаучном журнале, берёт в руки эти книгу. Сама идея (как она озвучивается в кратких описаниях) мне очень понравилась. Потому что, правда, вовремя к месту и умело рассказанная поучительная выразительная история – творит чудеса. Присылает клиенту инсайт, активизирует групповую динамику и проч. Вот и книга, мне казалось, должна быть сборником таких искусных историй, жемчужин, которые можно использовать на своё усмотрение.

Что же оказалось. Встретила меня чёткая выдержанная структура. 111 историй и все – под номерами. (Почему именно под такими? Почему в такой последовательности? Никакой логики на этот счёт не прослеживается). Каждая «глава» неизменно состоит из четырёх пунктов: сама «байка», мораль, комментарии и область применения. При чём пояснения часто гораздо осмысленнее и содержательнее, чем часть, которая, казалось бы, должна быть основной.

Качество самих поучительных историй разочаровало. Начать стоит с того, что они очень разношёрстные. Тут встречаются общеизвестные классические сказки в сомнительном кратком изложении, истории из собственной жизни/опыта автора, иногда это отрывки из биографий известных людей (чаще философов и психологов), а чаще всего это просто короткие цитаты, вырванные из контекста, которые потом долго сомнительно интерпретируются.

Истории эти никак не сгруппированы по тематике. То есть если вам и правда для консультации, например, с родителями нужно проиллюстрировать какую-то ситуацию «байкой», вы низа что не найдёте нужную, не прочитав всю книгу.

«Байки» описывают, чаще всего, очень частные случаи. То есть это – 111 раз пальцем в небо. И обобщение – это не та функция мышления, которую старалась развивать в себе автор. Если уж доводить идею книги до логического завершения, надо издавать что-то вроде «100500 баек». Книгу бесконечную.

Иногда вроде и текст исходной предлагаемой истории хорош. И начинаешь надеяться, что тут то и проявятся чудеса мышления доктора наук, но – баста. Уровень анализа очень неглубок. Выше, чем на поверхности. Это читать даже не скучно, а нервически смешно. По этому поводу можно найти одну пользу в прочтении книги – искать нелепости, то есть фразы и подходы, которые мало-мальски грамотный психолог никогда в жизни использовать не будет. Это, знаете ли, тоже – оттачивание мастерства – критическое чтение.

Пару раз автору удалось сесть на свой основной профессиональный конёк – биологический – и написать пару познавательных глав. Но какое это имеет отношение к психологии – вопрос.

Душа моя вопиёт. Почему биолог по образованию, имеющий кучу различных степеней в этой области, и окончивший пятидневные заочные курсы по психологии, может издавать по психологи книги?! Я, конечно, понимаю, что публикации теперь – это хлеб тех, кто работает в образовании. Но не на столько же! Постыдились бы.

Как итог – к прочтению запретить. Немного мыслящим и соображающим – тошнотворно. А если желторотые студенточки начнут прямо выполнять даваемые в книге указания – бедные клиенты!

Tags: детская психология, книги, консультирование, педагогическая психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments