Психология Спорта (sport_leader) wrote in psy_pro,
Психология Спорта
sport_leader
psy_pro

Categories:

Недетские трудности детского спорта

О проблемах детского спорта и о роли психолога в спортивной жизни ребенка журналист блога Sport-leader.ru Эдуард Никульников беседует со спортивным психологом Мариной Китаевой.

Эдуард Никульников: Марина Витальевна, в чем, по вашему мнению, состоит специфика современного детского спорта? В чем его основные особенности?

Марина Китаева: Специфика детского спорта — в самом смысле этого периода человеческой жизни. Детство даётся человеку для формирования высших психических функций: внимания, памяти, овладения речью и развития мышления. В разные возрастные периоды детства уровень развития всех вышеперечисленных функций — различен. Более того, надо помнить о так называемых сенсорных периодах — возрастных интервалах, ответственных за развитие тех или иных человеческих способностей. Например, от года до трёх развивается главным образом способность к восприятию окружающего мира. Ребёнок учится видеть, слышать и ощущать в психологическом смысле этого слова. От трёх до семи — сенситивный период развития речи ребёнка. В младшем школьном возрасте — мышление. Иногда мне приходилось сталкиваться с тем, что тренеры, работающие с детьми младшего возраста, не учитывают эти особенности детского развития и ставят перед воспитанником непосильные для него задачи. Вместе с тем, совершенно очевидно, что настоящий тренерский успех приходит к тем тренерам, которые не пытаются спорить с природой человека, а следуют за её законами.

Период детства — это, к тому же, период социализации человека. Это значит, что ребёнок в спорте (особенно, если он тренируется в одном из командных видов спорта), кроме того, что наращивает своё спортивное мастерство, ещё и решает задачи, поставленные перед ним логикой его психического развития: учится взаимодействовать с окружающими, решать коллективные задачи, подавлять своё эго во имя победы всей команды. Кроме того, он учится дисциплине, выдержке, длительному волевому усилию, терпению и многому другому, что поможет ему стать хорошим спортсменом. Здесь хочется обратить внимание тренеров и родителей на то, что в возрасте до пятнадцати — шестнадцати лет ребёнок УЧИТСЯ (то есть ещё не имеет, а только приобретает) все эти качества. Почему я обращаю на это внимание? Потому, что часто взрослые (и тренеры, и родители) требуют от ребёнка взрослого поведения, забывая о том, что период детства — это период развития и приобретения. Всё вышесказанное приводит к одному очень простому и логическому выводу: тренер детской команды должен обладать психологической грамотностью даже в большей мере, чем тренер взрослой команды.

Лучший вариант: в спортшколе или спортклубе, где есть детские команды необходимо иметь штатного спортивного психолога, который в должной мере знаком и с детской психологией и психологией развития и обучения.

Э. Н.: К чему должны быть готовы родители, отдающие своего ребенка в спорт? К каким трудностям готовиться?

М. К.: Прежде всего, родители, отдающие ребёнка в спорт, должны понимать, что тем самым они возлагают на плечи ребёнка большую дополнительную нагрузку. Это не значит, что ребёнок не должен заниматься спортом или ему можно позволить делать всё спустя рукава. Мол, раз ты такой занятой, то делай это хотя бы как-нибудь! Речь идёт о том, что родители, понимают они это или нет, отдавая ребёнка в спортивную секцию, одновременно берут на себя ответственность за грамотную организацию рабочего дня ребёнка (именно они должны организовать день так, чтобы ребёнок всё успевал без нервотрёпки!), за психологическую поддержку своего юного спортсмена, за то, как будут складываться у ребёнка взаимоотношения с тренером на первых порах.

Родителям необходимо заранее продумать тот объём ресурсов (моральных, психологических, временных и финансовых), который им потребуется для того, чтобы с наименьшими потерями пройти путь превращения ребёнка из «гадкого утёнка в красавца лебедя». Это – достаточно длинный путь! Анализируя истории успеха известных спортсменов, убеждаешься в том, какую огромную роль в становлении чемпиона сыграли его родители на начальном этапе занятий спортом.

Э. Н.: Насколько актуальна проблема совмещения ребенком обучения в школе и занятий спортом? Как можно сохранить правильный баланс и возможно ли это в принципе?

М. К: Ваш вопрос адресует нас к проблеме выбора. Всегда, когда возникает выбор, на первый план выходит вопрос о ценностях и мотивах. Аналогичным образом решается и эта дилемма: между школой и спортивной секцией. На самом деле вопрос «Зачем?» всё расставляет по своим местам. Вы отдаёте ребёнка в спортивную секцию? Спросите себя, ЗАЧЕМ вам это нужно? Можно выделить 2 основные причины:
• Вы хотите вырастить чемпиона? Тогда понятно, что основные силы должны уходить в спорт, и от ребёнка уже нельзя требовать отличной учёбы в школе. Отдельно хотела бы отметить, что просто отличная учёба во имя отличной учёбы для жизни человеку ничего не даёт. И многие отличники выходят за порог школы абсолютно не адаптированными к современным условиям жизни. ВАЖНО научить ребёнка УЧИТЬСЯ, то есть самостоятельно получать и перерабатывать информацию в любых условиях.
• Вы хотите укрепить здоровье ребёнка. Ну, тогда учёба в школе вполне может оказаться для вас на первом месте, ведь вы не ставите задачу получения особых результатов.
Ну и так далее. Вопрос «А зачем мне это надо?», как правило, расставляет всё по своим местам!

Э. Н. Роли психологии в детском спорте мы уже коснулись. Не могли бы рассказать о том, для каких конкретно задач нужен юному спортсмену психолог?

М. К.: Приведу несколько моментов, которые проясняют роль психолога в детском спорте:
• Участие в определении «профпригодности», то есть в решении вопроса о том, к каким видам спорта более приспособлен ребёнок по своим психофизиологическим характеристикам
• Работа непосредственно с детским коллективом наряду с тренером. Теперь уже стало общеизвестным фактом, что слово «тренер» употребляется не только в спорте. Так вот задача, скажем так, «тренера по психологии» помочь спортивному тренеру сформировать у ребёнка психологию победителя (нам же не нужны неудачники в спорте, не так ли?)
• Часто психолог просто необходим при общении тренера с родителями. По моему опыту, отношения между родителями ребёнка и тренером не всегда складываются гладко. И часто причиной этого является недостаточный уровень психологической и коммуникативной компетенции тренера. И здесь психолог бывает просто необходим!

Э. Н.: Предположим, родители твердо решили, что ребенок должен заниматься спортом. Где, по вашему мнению, в России это лучше всего делать? с чего начинать и по какому примерно плану работать (какие ступеньки нужно будет пройти)?

М. К.: Понятно, что инфраструктура детского спорта на порядок выше в больших городах. К сожалению, не смогу дать на этот вопрос развернутый ответ, ведь решением подобных вопросов занимается не столько спортивный психолог, сколько спортивный менеджер.

Э. Н.: Тогда в самое ближайшее время постараюсь взять комментарий именно у спортивного менеджера. Последний вопрос. О психологических проблемах, с которыми сталкиваются родители мы уже говорили. А с какими основными проблемами сталкиваются сегодня сами дети в спорте?

М. К.: Дети сталкиваются с тем, что занятия спортом помимо учёбы в школе требуют от них таких недетских качеств, как организованность, самодисциплина, выдержка, умение терпеть и преодолевать трудности. Но именно занятия спортом и формируют эти качества. Как говорят, трудности, которые мы преодолеваем, делают нас сильнее!


Кросспост Sport-leader.ru
Tags: дети, дети-родители, психология, психология в спорте
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments