?

Log in

No account? Create an account
Психология из первых рук
сообщество психологов-профессионалов
У меня, как у человека немного увлекающегося практической психологией… 
15-окт-2010 02:24 pm
У меня, как у человека немного увлекающегося практической психологией и часто общающегося с психологами разных направлений, сложилось такое впечатление, что очень многие идут учиться на психолога исключительно, чтобы разрешить свои личные психологические проблемы. В итоге мы получаем много бесполезных специалистов, которым работать психологами особо и не интересно (основные личные проблемы решены, а желания консультировать других зачастую нет и не было изначально), но ничего другого они просто делать не умеют. В результате имеем переизбыток психологов, причем не самой лучшей квалификации, от чего страдают как сами психологи, так и их клиенты.
А ведь всё могло бы быть по-другому.
В школе нам дают определенную базу по решению математических, физических, химических и прочих задач. И в тоже самое время оставляют на произвол судьбы во всем, что касается управления собой и взаимодействия с другими, а ведь это неотъемлемый элемент любой деятельности! В результате, не имея базовых навыков и умений в этой области, людям приходится доходить до всего этого самостоятельно, чаще всего в процессе набивания шишек методом проб и ошибок, реже в процессе самообразования, прохождения тренингов, консультаций у психологов или психологического образования.
Если бы каждый человек получал бы определенный базовый набор практических навыков и умений, то большинство психологических проблем он щелкал бы как орешки. Ну, а в ситуациях, где всё-таки эффективнее обратится к психологу, ему бы проще было подобрать хорошего специалиста -наличие практического опыта позволяет отличать халтуру от качественной работы и избавляет от многих мифов и стереотипов.
Именно это и хотелось бы обсудить, чтобы в результате дискуссий составить более-менее универсальный набор из принципов, практических навыков, умений, конкретных техник, которые за относительно короткий период мог бы освоить любой человек и эффективно применять для управления собой и налаживания эффективных коммуникаций с другими в любом контексте – от работы и до личной жизни.
Что важно. Существует огромное количество психологических направлений, многие из которых частично противоречат друг другу и решают по-разному сходные задачи; на любую проблему можно найти огромное количество техник, на тренировку любого навыка или умения – много самых разных упражнений. Хотелось бы подобрать только самое эффективное и более-менее универсальное.
Comments 
17-окт-2010 01:51 pm
"Хотелось бы подобрать только самое эффективное и более-менее универсальное."

Это утопия, к сожалению. Многие пытались это сделать - НЕ РАБОТАЕТ. Человек - не стиральная машина. И то что "сработало" у одного - другому вообще мимо кассы, даже если ситуации их вроде бы похожи.

Действительно хорошие психотерапевты признаются, что для каждого клиента изобретают новый вид психотерапии )))
(почитайте Ирвина Ялома на этот счет, например).
17-окт-2010 02:00 pm
неблагодарная задача
на данный момент психология - скорее раздел философии, чем самостоятельная дисциплина
17-окт-2010 02:09 pm - хорошо бы, хорошо бы нам кита поймать большого
Я согласна с Вами во многом. В школе дается много знаний, которые большинству людей никогда не придется применить. А о том, что нужно абсолютно всем - почти не говорят: о том. как понять себя самого и окружающих, включая самых близких; о том, как строить отношения с людьми; как реагировать на конфликтные ситуации и т.п. Я считаю, что психологический "ликбез" был бы в школе, особенно в старших классах, полезен и даже необходим. Но вот "составить более-менее универсальный набор из принципов, практических навыков, умений, конкретных техник, которые за относительно короткий период мог бы освоить любой человек и эффективно применять для управления собой и налаживания эффективных коммуникаций с другими в любом контексте – от работы и до личной жизни" вряд ли удастся. Вы совершенно правы, когда пишете: "Существует огромное количество психологических направлений, многие из которых частично противоречат друг другу и решают по-разному сходные задачи; на любую проблему можно найти огромное количество техник, на тренировку любого навыка или умения – много самых разных упражнений. Хотелось бы подобрать только самое эффективное и более-менее универсальное." Если бы нашелся человек, который смог бы найти это "самое эффективное и универсальное", да еще такое, с которым бы согласилось хотя бы большинство психологов! Попыток было множество, причем совершенно противоположных, взять хоть Фрейда, хоть Скиннера, хоть Роджерса, хоть создателей НЛП...список можно продолжить. Проблема создание хорошего школьного курса и учебника хоть и актуальна, но реальных перспектив ее решения что-то не видно.
17-окт-2010 02:54 pm
А вот чтобы не было большого количества бесполезных психологов, необходимо вводить в обязательную программу подготовки психологов личную терапию.
А вот чтобы не было большого количества бесполезных психологов, необходимо вводить в обязательную программу подготовки психологов личную терапию.
А что касается школы, в которой дают много разнообразных знаний, но не учат жизни, необходимо вводить психологическое содействие социальной адаптации подростков через диагностику, консультации, тренинги. А также Практический спецкурс по профессиональной ориентации старшеклассников - выпускников (ну как-то так). В котором бы давали развёрнутую информацию о максимально разнообразных видах профессиональной деятельности и требованиях к ним; помогали определить склонности и потребности подростков при профессиональном выборе; знакомили с опытом людей, занимающихся профессиональной деятельностью; развивали и отрабатывали в тренингах умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

(Удалённый комментарий)
18-окт-2010 12:01 am
Вообще существует достаточное количество детей способных настоять на своем. Профориентация и другая работа, включая диагностику и тренинги им в этом помогает. Некоторым детям все эти меры помогают сделать первый шаг. Психологи работают и с родителями. Это тоже помогает сдвинуть ситуацию с "мертвой точки".
Если следовать вашей логике, вся психологическая работа с детьми (да и со взрослыми тоже), нафиг никому не нужна, поскольку все они в процессе личностных изменений встретят сопротивление среды в той или иной форме.
17-окт-2010 03:22 pm
не бросайте в меня тапками, пожалуйста;-) Рискну сказать о личном опыте. Основные инструменты из серии "Сам себе психолог" дает сертификационный курс НЛП-практик. Я встречала психологов, из школьных, которые учат детей и с целеполаганием работать, и ресурсы искать, и себя "слышать", и убеждения менять, адаптировав базовые техники НЛП-практика.
17-окт-2010 04:26 pm
Психологи и психотерапевты знают и владеют многими техниками и методами, но тем не менее для решения своих собственных проблем им все же тоже требуется личная терапия, и помощь специалиста. Это я к чему. А к тому, что даже зная методы и владея техниками терапии, человеку довольно трудно применить их к себе.
Вот ссылка на хороший мультик по этой теме:
http://www.youtube.com/watch?v=3P9gMh8ZFlM
17-окт-2010 08:38 pm
Атличный мульт!
Всем смотреть! :-)
(Удалённый комментарий)
17-окт-2010 07:28 pm
А я тапки кидать не буду. Мне НЛП нравится своим прагматичным подходом и практической ориентированностью. По некоторым вопросам НЛП очень даже не слабо помогает (как проходящий НЛП практик заявляю=)), только вот одних НЛП техник мало, нужно и другие инструменты использовать.
(Удалённый комментарий)
17-окт-2010 08:03 pm
Если уж о творчестве говорить, то творечество это не только эмоциональное состояние, это еще и решение творческих задач. Мало вызвать состояние, нужны еще навыки и приемы решения творческих задач, именно поэтому тот же ТРИЗ зачастую оказывается гораздо эффективнее чисто психологических методик "вызова креативного состояния"
(Удалённый комментарий)
17-окт-2010 08:46 pm
>Понятия "творчество" и "типовая задача" противоречат друг другу по определению

Видите ли, для своей области творческая задача не типична. Но фишка в том, что есть отдельная типизация именно творческих задач (прежде всего, изобретательских, так как художественное творчество проработано хуже, хотя определенные разработки уже существуют, этим, например, Мурашковский этим занимается), есть пять уровней сложности, есть огромный арсенал приемов их разрешения. В статьях и книгах по ТРИЗУ (например, тут вводный курс есть http://www.altshuller.ru/e-books/ ) про все это рассказывается детальнее

>"Отличником" в искусстве общения можно только родиться,

Какое ограничивающее убеждение=) Вы еще скажите, что Цицерон родился гениальным оратором ;))) В таких заявлениях всё-таки лучше опираться на реальный фактаж. А в реальности было очень много случаев, когда гениальные люди имели посредственные способности в детстве. Более того, нередко бывает, что плохие навыки в детстве были даже мотивирующим фактором, чтобы стать "отличником" в будущем. Хотя признаю, в ряде дисциплин генетика задает потолок, например, в беге=)

> так что НЛП в каком-то смысле - полезная, но реабилитация инвалидов.

НЛП-ер в общении обычно сильнее среднестатистического человека. Собственно гениальность тут не цель, цель вывести соцнавыки (включая психологический) на достаточный (хороший) уровень, обычно этого достаточно.
(Удалённый комментарий)
17-окт-2010 07:31 pm
Лучше уж набор конкретных техник и приемов, которые будут работать и которые они сразу будут применять. А то психология для неспециалистов в ВУЗах зачастую носит роль ликбеза и развлекаловки, а не чего-то полезного.
17-окт-2010 08:03 pm
Из всего этого самое разумное, что может быть, на мой взгляд, - это введение психологии в старших классах в качестве обязательного предмета, но - не историю психологии,да какие направления, да кто как работает,да джентльменский набор техник каких-то,Боже упаси, разве что минимум-минимум. Это должны быть реальные терапевтические группы,ориентированные, грубо говоря,на поиск личной идентичности, ну и соц.адаптацию,сплочённость коллектива,что называется.Чтобы был некий навык работы со своими ресурсами и проблемами, и кроме того, создавалась база доверия к такому делу,как психотерапия, в принципе. Когда я была старшеклассницей, в нашей невероятно прекрасной школе было именно так:классы, разбитые на группы, с групповым процессом, всё по-настоящему, энтузиазм у подростков неописуемый)))Не всем так везет.Наверное, надо именно о такой форме думать и как-то внедрять в грядущую образовательную реформу
17-окт-2010 08:28 pm
Люди разные - что сработает у одного, другой даже не поймёт о чём это.
(Где-то в комментах, по-моему, эта мысль уже была, ну да ладно)
Насчёт минимума в школах. Незнаю-незнаю...
Будет куда недоученных(получивших самый минимум) психологов, знающих более-менее ОДНУ технику. И что дальше?
Вот предположим, работала эта техника у него, работала... а потом он изменился как личность, и перестала она работать. Что ему делать? Идти к специалисту за новой?
А чем тогда это будет отличаться от того, что есть сейчас?
(Удалённый комментарий)
18-окт-2010 05:27 pm
Совершенно верно, из знаний я имела в виду - самые базовые.
А упор делала именно на терапевтические группы, которые показаны хотя бы в силу возраста, как профилактика, как навык работы с собой элементарный, которому,заметьте, нигде никто не учит.Ребенка отправят на какой-нибудь подростковый тренинг только в случае очевидных проблем, а те,кто мало-мальски компенсирует, остается с неразрешенными конфликтами,пока, уже взрослый, не позволит себе такую прихоть, как психотерапия.
Я вижу единственный выход - который описала выше. И не для воспитания "недоученных" психологов, а для общего человеческого развития и здоровья.
Поверьте, построенные как реальные группы,такие занятия не могут усугубить школьную перегруженность.В моем детском опыте - это был праздник,по другому не скажешь
17-окт-2010 09:48 pm
"В школе нам дают определенную базу по решению математических, физических, химических и прочих задач. И в тоже самое время оставляют на произвол судьбы во всем, что касается управления собой и взаимодействия с другими, а ведь это неотъемлемый элемент любой деятельности!"

В том то и соль, что в школе сейчас не дают этой самой базы, равно, как и в детском саду. Для каждого возраста характерны свои жизненные задачи. Если создавать реальные условия, в которых дети могли бы самостоятельно порождать способы практического освоения и описания окружающего мира, в русле той базовой деятельности, которая для них является ведущей (приоритетной для развития сознания в данном возрасте), то никаких проблем и не возникало бы в будущем. Поэтому, на мой взгляд, бесполезно отдельный предмет в школе вводить, надо пересматривать систему обучения в целом.
18-окт-2010 06:40 am
ага, что-то вроде первой медицинской помощи, да? - чтоб в полевых условиях быстро остановить кровотечение и отправить к специалистам?
18-окт-2010 07:56 am
1) По моим впечатлениям практически все идут учиться на психолога, чтобы решить свои личные проблемы. Но в итоге мы получаем не бесполезных специалистов, а специалистов, которые могут понять клиентов и которые реально замотивированы на помощь другим. Проблема в том, что изучение психотерапии само по себе никак не решает психологических проблем будущего специалиста, и если он не проходит собственной терапии, то его личные проблемы остаются проблемами и мешают ему слушать клиентов, т.к. многочисленные уязвимые места на психике заставляют больше внимания уделять им, чем рабочему процессу.
2) Сам хотел составить такую программу психологического ликбеза. На данный момент пришёл, однако, к выводу, что те, кому психологические знания нужны - вполне находят их сами, а кому не нужны - тому их бессмысленно рассказывать.
3) Уверен, что "цёлкать как орешки" никто никогда ничего не будет. Как орешки щёлкается только то, что и проблемой-то никогда не было. А когда есть реальная проблема - защитные механизмы эффективно компенсируют все накопленные знания.
18-окт-2010 08:00 am
Если нет опыта своих проблем и их решения, то чужие проблемы не будут интересны, поэтому хорошо что идут решать свои проблемы.
18-окт-2010 12:39 pm
Базовый курс НЛП-практик, по-моему, один из самых универсальных и здравых инструментов для любого коммуникатора
18-окт-2010 03:18 pm
держитесь, коллега, в меня уже кинули тапком;-):-)
18-окт-2010 03:39 pm
А я уже исправил карту мира, в ней нет тех, кто кидается в меня тапками :-)
This page was loaded дек 5 2020, 3:42 pm GMT.