?

Log in

No account? Create an account
Психология из первых рук
сообщество психологов-профессионалов
Де жа вю 
23-дек-2003 01:11 am
Доброго время сюток.
Посоветуйте пожалуйста литературу/статьи/работы/исследования по "де жа вю". Интересует подробное рассмотрение вопроса (причины, механизмы оброзования, развитие во времени и т.п.) с различных позиций. В особенности интересуют классики.
Спасибо,
Comments 
24-дек-2003 04:49 am
Не классик, но пару слов скажу (опять же, где-то на разных форумах уже расписывал). Не поручусь, что это описание ВСЕХ вариантов "дежа вю", но определённо многих. Несколько упрощённо, для понимания механизма.

Наш опыт кодируется разнообразно - в целях его организации. В частности то, что мы помним, снабжается меткой "прошлое", то, что мы воспринимаем в данный момент - меткой "настоящее". Примерно как файлы в компе. Однако если по какой-то причине происходит сбой и на восприятие текущего момента накладывается метка "прошлое" - мы получаем опыт "дежа вю", переживая происходящее как "уже случившееся" с нами.
Сами метки - это просто определенная совокупность свойств переживания. Её можно отследить, сравнивая свои воспоминания (особенно в похожем контексте, месте, обсоятельствах) и восприятие настоящего, выявить (хотя бы примерно, этого достаточно) и воспроизвести, "приладив" к текущему моменту. Результат - воспроизведение мощного переживания "дежа вю" (причём оно еще некоторое время спонтанно возникает потом в разных обстоятельствах, постепенно "затухая"). Технология проверена на себе и некоторых студентах.

Есть люди, склонные к подобным сбоям восприятия - у них очень легко возникает "дежа вю", есть те, кто его никогда не испытывал. Часто, пытаясь понять происходящее, люди мистифицируют себя, добавляя дополнительные фантазии, нередко - неосознанно. Скажем, смутное чувство, оставшееся от некоего сновидения, в момент переживания "дежа вю" истолковывается человеком "задним числом", и он становится совершенно уверенным, что то, что с ним происходит, он видел во сне. Дальше рассказы обрастают другими "надёжными" подробностями, возникают идеи о "прошлой жизни" и т.д.
(Удалённый комментарий)
24-дек-2003 08:46 am - Re: Какое психологизаторство!
Вы сюда флеймить пришли или общаться?

25-дек-2003 08:50 am - Re: Какое психологизаторство!
Хм. А конструктивно есть что сказать? Покритиковать, скажем.

Но подчеркну еще (для тех, кто в танке) - описание упрощенное (поищите в предыдущем постинге совпадение до фразы), только суть. Также - необязательно всех таких переживаний (см. туда же).
К тому же (разворачивая для танкистов), когда такой опыт является частью более сложного симптома (симптомокомплекса), в том числе психотического, процессы могут также весьма усложняться (что еще не отменяет "простоту" "составляющих").
Если Вы можете показать противоречие описанного процесса какому-либо психиатрическому наблюдению - будет, в чём разбираться (заметьте, о поводах-причинах тут разговора пока не было).
Салют броненосцам.
25-дек-2003 08:55 am - Re: Какое психологизаторство!
Да, а симптом Капгра я буду объяснять традиционно, психодинамически. Как-то не довелось пока воспроизвести.
(Удалённый комментарий)
26-дек-2003 06:27 am - Re: Какое психологизаторство!
Конечно, не считается. Это просто обзывательство, а не критика.

Безусловно, описана гипотеза. (Может, у Вас есть что-то другое?)
Не противоречащая клиническому опыту (поверьте, он немал, в частности, в психбольницах) и подтверждаемая опытом воспроизведения - впрочем, на нормальных субъектах (сей опыт при желании доступен и Вам). Я не пишу здесь статью и, соответственно, не считаю нужным формулировать подробное обоснование. Идея для желающих подумать.
Метки, файлы - условные термины, они удобны для такого описания - и всё. Опыт мы организуем, в частности, различая воспоминания и текущие переживания - против этого есть возражения? "Кто" это делает? Ну, скажем, система self в определении Стерна ("Межличностный мир ребенка"). В общем-то, сейчас несущественно. То, что позволяет нам осознать различие, и назовём условно "меткой".

Полезной критикой будет приведение контрпримера - варианта, который противоречит приведенному описанию.
Если Вы обладаете "непростой" истиной - поведайте. К чему беспредметные эмоциональные всплески?
(И панибратства нет никакого. Это, если хотите, характерологические особенности.)
24-дек-2003 09:04 am
>Однакоесли по какой-то причине происходит сбой и на восприятие текущего
>момента накладывается метка "прошлое" - мы получаем опыт "дежа вю",

Спустя малый промежуток времени, пережившиый эффект, начинает вновь воспроизводить временную линию событий. До и после пережевания были некие события. Они воспоминаются на однйо и той же временной линии, что и само событие, вызвавшее эффект. Этот факт идёт в разрез с таким представлением.

Как на счёт такого механизма: некое событие, посредством быть может ассоциативных связей, возбуждает определённое воспоминание в бессознательном. Последнее, будучи оттеснёным, не может получить выход в сосзнание из-за действия цензуры. Но развившийся аффект обходит препядствие.

Вспомнить ранний аналогичный случай, или точнее - проследить ассоциативный ход мыслей в прошлые воспоминания, очень проблематично (из собственного опыта). Здесь есть что-то общее с механизмом забывания, не находите?
25-дек-2003 11:32 am
As much as 70 percent of the population reports having experienced some form of déjà vu. A higher number of incidents occurs in people 15 to 25 years old than in any other age group.
The terms "déjà experience" and "déjà vu" are used interchangeably. There are many ways in which déjà experience may manifest.
Some of these have specific names:
déjà entendu - already heard
déjà eprouvè - already experienced
déjà fait - already done
déjà pensè - already thought
déjà racontè - already recounted
déjà senti - already felt, smelt
déjà su - already known (intellectually)
déjà trouvè - already found (met)
déjà vécu - already lived
déjà voulu - already desired
déjà arrivè - already happened
déjà connu - already known (personal knowing)
déjà dit - already said/spoken (content of speech)
déjà goutè - already tasted
déjà lu - already read
déjà parlè - already spoken (act of speech)
déjà pressenti - already 'sensed'
déjà rencontrè - already met
déjà revè - already dreamt
déjà visitè - already visited
Déjà vu has been firmly associated with temporal-lobe epilepsy. Reportedly, déjà vu can occur just prior to a temporal-lobe epileptic attack. People suffering an epileptic seizure of this kind can experience déjà vu during the actual seizure activity or in the moments between convulsions.
Since déjà vu occurs in individuals with and without a medical condition, there is much speculation as to how and why this phenomenon happens. Several psychoanalysts attribute déjà vu to simple fantasy or wish fulfillment, while some psychiatrists ascribe it to a mismatching in the brain that causes the brain to mistake the present for the past. Many parapsychologists believe it is related to a past-life experience. Obviously, there is more investigation to be done.
25-дек-2003 11:36 am
Болдырев А.И. Эпилепсия у взрослых. М., 1984. С.110.
Психосенсорные пароксизмы, по классификации D.Williams (1958), подразделяются на экстероцептивные, проприоцетивные и смешанные. Экстероцептивные пароксизмы представляют собой симптомы дереализации, проприоцептивные – симптомы деперсонализации, а смешанные – сочетание тех и других расстройств.
Психосенсорные приступы включают в себя сноподобные состояния (dreamy states), впервые описанные J.H.Jackson в 1876. Dreamy states он называл еще "психической аурой", "воспоминаниями" и наблюдал при опухолях височных долей. Дальнейшие исследования подтвердили, что dreamy states возникают при поражении височных долей опухолевыми, воспалительными и другими патологическими процессами.
J.H.Jackson относил к dreamy states состояния измененного сознания. Они включают в себя вкусовые и обонятельные галюцинации, симптомы deja vu – уже виденнное, deja entendu – уже слышанное, deja vecu – уже пережитое, jamais vu – никогда не виденное, воспоминания или другие психические переживания, нередко трудно определяемые больными. Иногда при этом имеются оперкулярные феномены (причмокивание, сосание, жевание, глотание). Наблюдаются dreamy states перед припадками или в виде изолированной ауры. По мнению H.Hoff, K.Pateisky (1960), феномены deja vu и jamais vu обусловлены локализацией эпилептического очага в передней части височной доли. S.Mullan, W.Penfield (1959) вызывали чувство "знакомого" электрическим раздражением исключительно височной доли.

Карлов В.А. Эпилепсия. М., 1990. С.120.
Ощущения уже виденного и никогда не виденного (по терминологии французских авторов, deja vu, jamais vu), когда какие-то новые картины кажутся уже знакомыми или, наоборот, привычная обстановка кажется чужой, не виданной ранее, представляют собой характерные примеры дереализации и обычно сопровождаются аффективными изменениями негативного характера. Наблюдаются они, как правило, при правосторонних эпилептических очагах в височной доле. Ощущения уже слышанного, никогда не слышанного (во французской литературе deja entendu, jamais entendu) более характерны для левосторонней локализации поражения, так как обычно относятся не к звукам, а к речевой сфере.

Самойлов В.И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы. Т.1. СПб., 1997. с.31-32.
Синдром диффузного поражения височной доли может быть представлен двумя вариантами – ирритации и выпадения.
Ирритативный вариант диффузного поражения височной доли характеризуется:
особыми состояними сознания – состоянием дереализации - "уже видено" (deja vu), "никогда не видено", "никогда не слышано", "никогда не пережито" в отношении хорошо известных, знакомых явлений;
сноподобным состоянием (dreamy states) – частичное нарушение сознания с сохранением в памяти переживаний, наблюдающихся в период измененного сознания;
пароксизмальными висцеральными расстройствами и аурами (кардиальная, гастральная, психическая и др.), депрессии (снижение психомоторной активности).

Эпилептология детского возраста/ Под ред.А.С.Петрухина. М., 2000.
Приступы с нарушением психических функций составляют ядро амигдало-гиппокампальной височной эпилепсии. Характерны сновидные состояния, описанные Джексоном в 1880, а также явления дереализации и деперсонализации. Данные состояния полностью не амнезируются больными, сохраняются отдельные воспоминания о них, и по классификации Kyoto они относятся к простым парциальным пароксизмам. Сновидные состояния проявляются своеобразными ощущениями "снов наяву", грез, фантазий, чувством нереальности и призрачности окружающего. Предметы кажутся больному наделенными каким-то особым смыслом, "душой", они вспыхивают лучом света и яркими красками. Иногда же, наоборот, окружающий мир становится тусклым, блеклым, бессмысленным, безрадостным и застывшим.
Данные состояния могут сочетаться с явлениями дереализации в форме ранее виденного (слышанного, пережитого) и никогда не виденного (слышанного, пережитого). При синдроме ранее виденного место, где больной находится впервые, кажется хорошо знакомым. При синдроме никогда не виденного знакомая обстановка становится вдруг чужой, незнакомой, пугающей, воспринимаемой впервые.
25-дек-2003 11:41 am
Объема не хватает все сразу выкладывать.
Карлов, Болдырев и Мухин с соавторами - классики не классики, но люди матерые.
Я лично думаю, что феномены deja - это пароксизмы.
Ах да: не все пароксизмы имеют эпилептический характер.
Понятно, что сами по себе deja-jamais не означают эпилепсии.
25-дек-2003 11:58 am
Спасибо, будем изучать :)
25-дек-2003 12:37 pm
Я хотела сказать, Петрухин с соавторами. Мухин - это соавтор Петрухина. Это ведущие эпилептологи такие: Мухин и Петрухин.
4-янв-2004 11:53 pm
К. Г. Юнг "Синхроничность"
This page was loaded май 27 2019, 6:58 am GMT.